Как устроена шина

1. Протектор - часть шины, имеющая непосредственный контакт с дорожным полотном. Он создаёт надёжное сцепление с дорогой и обеспечивает износостойкость внутренних слоёв шины. Кроме того протектор служит для защиты внутренних компонентов от возможных повреждений. На верхней его части нанесён рельефный рисунок различной глубины и формы. Тип рельефного рисунка во многом обуславливает эксплуатационные характеристики шин в разных условиях движения. У дорожной шины рельеф протектора достаточно гладкий с мелкими блоками, у внедорожной - рисунок грубее, а блоки более редкие и крупные.

2. Брекер служит для взаимосвязи кордного каркаса и протектора, и является защитным поясом для шины. В его конструкции один или несколько слоёв корда (либо текстильного, либо металлического), покрытого со всех сторон слоем резины. Брекер снижает динамические нагрузки и обеспечивает их равномерное распределение по поверхности шины. Кроме того он придаёт всей конструкции дополнительную прочность и защищает каркас от попадания внутрь него случайных предметов.

3. Боковина шины - это деталь, закрывающая боковые поверхности кордных слоёв каркаса. Основное назначение боковины - защита кордных слоёв от механических воздействий, действия влаги и прочих атмосферных влияний. Представляет собой слой эластичной резины повышенной гибкости, толщиной 2 - 3 мм. На боковину обычно наносится маркировка.

4. Слои корда, или каркас - основной компонент шины, обеспечивающий её гибкость и прочность Его основное назначение - передача нагрузки от дорожного полотна на колесо автомобиля при движении. Каркас представляет собой несколько слоёв обрезиненного корда, между которыми располагаются прослойки из резины. Корд испытывает повышенные нагрузки, поэтому изготавливается из материалов с высокой прочностью: хлопка, полиэфирных синтетических волокон, стальной проволоки. Различают диагональное (с перекрещивание нитей в соседних слоях), и радиальное ( когда слои корда натягиваются от одного борта к другому без перекрещивания) положение корда. радиальная конструкция каркаса более мягкая, поэтому успешнее противодействует неровностям дорожного покрытия. наиболее распространена в легковых и легкогрузовых шинах.

5. Внутренний слой, обеспечивающий герметичность конструкции. В бескамерных шинах - слой воздухонепроницаемой резины специального состава, исключающий снижение давления.

Борт шины - её жесткий ободный компонент.
6. Связка борта - стальная проволока (пучок стальных нитей, собранный в жгут), уплотняющая шину на ободе и держащая её в нужном положении, придавая правильную прочную посадку и препятствуя растяжению при наличии давления изнутри.

7. Апекс - наполнительный шнур из резины, служащий для передачи нагрузки от жёсткого борта на эластичную боковину шины.

8. Упрочняющий слой - металлическое проволочное кольцо для упрочнения борта, вокруг которого заворачивается слой корда.

9. Бортовая лента - полоса жесткой резины для предохранения более мягких эластичных слоёв от эрозии в том месте, где на шину воздействует жёсткая ободная часть колеса.